3 КЛАСС
ИНТЕРЕСНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ НЕОБЫЧНЫХ ГЕРОЕВ
Урок 18
Тема. Повесть-сказка. Джон Рональд Руэл Толкиен (Толкин) «Хоббит»
Цель: продолжить работу по содержанию повести-сказки «Хоббит» английского писателя Джона Рональда Руэл Толкиена; учить самостоятельно находить в тексте слова, в которых автор употребляет для характеристики и описания персонажей; учить выражать свое отношение к прочитанному; развивать навыки выразительного чтения с использованием соответствующей интонации, тона и темпа; утверждать добро и справедливость.
Оборудование: карта Европы; учебник; рабочая тетрадь; таблицы для чтения; слова для словарной работы; кроссворд.
ХОД УРОКА
I. Эмоциональный настрой на урок
Встаньте, дети, все ровненько,
Посміхнімося хорошенько:
Я к вам, а вы ко мне,
А теперь - сами к себе.
Привітаймось: «Добрый день!»
II. Мотивация учебной деятельности
>> Упражнение 1
Каждый ученик получает лист с напечатанными на нем в столбик существительными, глаголами. В левом столбце представлены согласные каждого слова, а в правом - гласные. Последовательность размещения согласных и гласных в каждом слове обязательно соблюдены. Сначала ученики могут восстанавливать слова с обоими открытыми столбиками. На следующем этапе правый столбик можно закрывать и пользоваться им преимущественно для самопроверки.
Предлагаем образцы таблиц существительных и глаголов, по которым учитель разрабатывает свои таблицы.
Существительные |
Глаголы |
Скрпк |
иа |
Спшв |
иы |
Бчк |
оа |
Рзрзв |
оиа |
Снг |
иа |
Нпсв |
аиа |
Сб |
и |
Прчтв |
оиа |
Смвр |
аоа |
Нмлвв |
ааюа |
Рбт |
ооа |
Псг |
ои |
Шхмт |
ааи |
Стрбнв |
ву |
Мшнк |
аиа |
Зблдвс |
ауия |
Смтн |
eaa |
Сковал |
аа |
>> Упражнение 2
В словосочетаниях пропущены некоторые гласные. Ученики должны определить, какие именно. Иногда это можно сделать, ориентируясь на прилагательное, иногда - на существительное.
Велкй |
дом |
велка |
река |
высокая |
бшта |
фруктовые |
дрва |
интересная |
кнга |
зеленая |
трва |
торжественная |
зстрч |
новый |
тлевзор |
желеВНОе |
вдро |
рдий |
кот |
умные |
оч |
мрські |
хвлі |
длинная |
брда |
сладкий |
пріг |
маленькая |
кмха |
тматний |
сок |
боброва |
хтка |
интересная |
кнжка |
табн |
гусей |
велка |
радость |
III. Актуализация опорных знаний
1. Беседа
- Какую сказку вы читали прошлого урока?
- Это народная или литературная сказка? Докажите свое мнение.
2. Тестирование по содержанию сказки «Хоббит» (работа в тетради)
• В норе под землей жил-был хоббит. (+)
• Хоббит этот был очень беден, и звали его Бильбо Злоткінс. (-).
• Хоббиты большие на рост гномов и у них длинная борода. (-)
• Утро Бильбо увидел перед собой просто старичка и все: высокий, островерхий синяя шляпа, длинный серый плащ, длинная белая борода поверх серебристого шарфа, огромные черные ботинки на ногах - словом, ничего необычного. (+)
• - Извините! Не хочу я никаких приключений, красненько дякую. Может, другим вместе? Бывайте здоровы! (+)
• Гандальф стоял под дверью и тихо плакал. (-)
IV. Изучение нового материала
1. Выразительное чтение продолжения сказки учителем (в сжатом варианте)
2. Словарная работа
- Прочитайте правильно и быстро имена героев сказки.
Элронд, Оркріст (Гобліноруб), Гламдріт (Врагоріз), Бильбо, Злоткінс, Гам-Гама, Торин, Смауг.
3. Чтение текста сказки учащимися и беседа-размышление над прочитанным
- Расскажите, как менялось отношение гномов к хоббита протяжении путешествия. Почему?
- Прочитайте описание внешности дракона. Какое он произвел на вас впечатление?
- В чем проявились ум и сообразительность Бильбо во время разговора со Смауг? Какую ошибку он допустил? Почему?
- Какие слова стали любимой присказкой Бильбо?
4. Выборочное чтение
- Прочитайте разговор хоббита с драконом, передавая интонацию действующих лиц.
5. Краткий пересказ сказки
- А сейчас мы проведем конкурс на лучший краткий пересказ сказки.
6. Игра «Мы - авторы»
- Чему учит это произведение?
- Пофантазируйте!
Составьте рассказ от имени Бильбо Злоткінса «Что я получил и что потерял в течение приключений».
V. Обобщение и систематизация знаний
1. Разгадывание кроссворда «Поразмышляйте над прочитанным разделом»
1) Автор повести-сказки «Мала Баба Яга» (Пройслер)
2) Какое природное явление описала Туве Янсон в своей сказке? (Наводнение)
3) Чего больше всего хотел мальчик из жестянки? (Учиться)
4) Представительницей кого народа была писательницей и художницей Туве Янссон? (Финский)
5) В какой писательницы папа - известный в Финляндии скульптор, а мама - известная шведская художница-график? (Янсон)
6) Как звали маленьких человечков, которые жили на деревьях? (Тролли)
7) Как звали маленького человечка, что жил под землей и был очень состоятельным? (Бильбо)
8) Какое имя имел мальчик из жестянки? (Конрад)
9) Как звали ворона в сказке «Мала Баба Яга»? (Абраксас)
10) В литературных сказках добро всегда побеждает... (Зло)
11) Назовите фамилию английского писателя, автора сказки «Хоббит». (Толкиен)
12) В какой стране родилась Кристина Нестлінґер? (Австрия)
Как называется раздел, который мы закончили изучать?

2. Литературная викторина
- Кому принадлежат следующие слова?
• «Этот домик - самый красивый в мире, другого нам не надо»;
• «Если бы все ценили радость, песню и хорошую еду более груды золота, мир был бы лучше»;
• « - Вы моя мать! И добрая мать!»;
• «А добрые волшебницы не оказывают бедствия! Запомни себе это!»
3. Составление рассказа на тему «Чем мне понравился это произведение?»
4. Конкурс эрудитов
• Кто вспомнит больше всего сказочных эпизодов?
• Проведите презентацию своего любимого сказочного героя.
VI. Итог урока
- Прочитайте и другие сказки зарубежных писателей. Расскажите о них своим друзьям.